В 2017 году в Украине было произведено 21 млн тонн стали. Это исторический минимум за весь период существования страны. Даже в 1995-1996 годах, самых кризисных для экономики, выплавка стали составляла 22 млн тонн в год.

Почему так произошло? Что повлияло на падение производства? По данным “Укрметаллургпрома”, в 2017 году и в начале 2018 года на отрасль влияют пять основных факторов:

  1. Блокада неконтролируемой территории и, как следствие, потеря предприятий на ней.

  2. Сложности с инфраструктурой внутри страны — нехватка вагонов и локомотивов, недостаточная пропускная способность железной дороги по направлению на Мариуполь и в одесских портах.

  3. Колебание цен на металлопродукцию и железорудный концентрат (ЖРС) в связи с глобальными избыточными мощностями.

  4. Кадровый дефицит — квалифицированные специалисты уезжают работать в страны Евросоюза.

  5. Защитные меры США в отношении стальной продукции и Евросоюза в отношении горячекатного рулона.

Совокупность этих факторов привела к падению объемов производства в 2017 году. Правда, за счет роста цен на ЖРС на мировых рынках, экономика страны не ощутила этот спад.

В прошлом году валютная выручка от экспорта продукции горно-металлургического комплекса (ГМК) выросла по сравнению с 2016 годом.

Как увеличить производство металлургической продукции? 

Устранение дефицита металлолома

Лом черных металлов — сырье, без которого не могут работать электрометаллургические заводы. Для обычных металлургических комбинатов металлолом существенно удешевляет производство продукции.

Каждый год объемы заготовки лома в Украине снижаются. Сейчас объемы заготовки, которые в 2017 году составили чуть более 3 млн тонн едва покрывают потребности украинской металлургии. Всего она потребляет около 3,5 млн тонн лома в год.

Несмотря на экспортную пошлину на металлолом в размере 30 евро с тонны, которая действует с 2016 года, украинский лом продолжает продаваться за рубеж.

Чтобы решить проблему с дефицитом лома, представители отрасли предлагают три меры:

  1. Увеличение пошлины на экспорт лома до 42 евро и ее продление на три года. Соответствующий законопроект №8226 зарегистрирован членами Комитета Верховной рады по промышленной политике.

  2. Принятие закона №7497 “О детенизации рынка металлургического сырья”, направленный на устранение правовых коллизий, которые делают невозможной легальную работу по заготовке лома. По словам директора по корпоративным отношениям “Интерпайп” Дмитрия Кисилевского, около 70% рынка заготовки лома сейчас находится в тени.

  3. Отмена налога на добавленную стоимость (НДС) на операции с металлоломом на постоянной основе. В Украине НДС при операциях с ломом был отменен еще в январе 2011 года постановлением Кабмина №15. Каждые два года правительство продлевает эту норму. Очередной период ее действия заканчивается 1 января 2019 года.

Упорядочивание тарифов на грузоперевозки

Металлургические предприятия настаивают на дальнейшем снижении портовых сборов и не повышении тарифов “Укрзализныци” на перевозку грузов.

С 2018 года Кабинет Министров снизил портовые сборы на 20%. Не смотря на это, стоимость судозахода в украинские порты остается одной из самых дорогих в мире. 

Поддержка украинских производителей за рубежом

Начало 2018 года принесло украинским метпредприятиям сразу несколько защитных мер со стороны потенциальных потребителей их продукции.

В начале марта США ввели 25-процентную пошлину на импорт продукции из стали. 5 апреля Евразийский экономический союз (Россия, Казахстан, Беларусь, Армения и Киргизия) ввел заградительную пошлину в размере 34,22% на импорт колес.

В Евросоюзе началось расследование о заградительных мерах других стран, результатом которого может стать защита своих производителей путем введения пошлин или квот.

Как минимум, в США и Евросоюзе Украина могла бы добиться исключения из действия заградительных мер для своих производителей. Аргументами могут стать евроинтеграционный курс страны и защита своей территории от внешнего агрессора на востоке.

Металлурги пеняют украинскому правительству на то, что их интересы в этих странах никто не защитил — ни Министерство иностранных дел, ни Министерство экономического развития.

Для решения этой проблемы, металлургические предприятия предлагают создать Министерство промышленной политики, которое бы лоббировало украинских производителей.

Кроме того, в Украине до сих пор не создано Экспортно-кредитное агентство (ЭКА), которое призвано удешевить машиностроительную продукцию украинских производителей на внешних рынках.

 

Facebook Twitter Google